Одним из главных вопросов, встающих перед учителем при внедрении смешанного обучения, — на сколько и как необходимо изменить мой менталитет учителя? Как необходимо изменить образ мышления? От чего можно (а может и нужно) отказаться?
Отказ от управления скоростью усвоения материала
Первое от чего стоит отказаться, это от «руководства скоростью усвоения материала», т.е. концепции, что все ученики двигаются с одинаковой скоростью.
Почему бы не ввести систему, которая позволит ученику получать материал в подходящее для него время, которая позволит ему самому контролировать темп усвоения материала? Для того, чтобы дать ученикам возможность контролировать процесс обучения, необходимо предоставить им карту всего маршрута заранее. Тогда дети смогут управлять усвоением материала и двигаться в своем темпе. Однако, необходимо помнить одну важную вещь: необходимо установить минимальный темп, чтобы ученики не отставали слишком сильно. Я об этом уже писал:
 Учителю не всегда нужно быть в центре внимания
Большинство педагогов хотят постоянного внимания к своей персоне, требуя: «Смотрите на меня! Делайте, как я! Слушайте меня» и т.д. Второе, о чем необходимо подумать в условиях смешанного обучения, это то, что нам не всегда нужно быть в центре внимания. Мы можем «отпустить» учеников и позволить каждому работать над своей темой. И если это сделать, то мы увидим, что каждый ученик может идти своей дорогой, можно думать и рассуждать в группах, а работа в маленьких группах может быть невероятно продуктивной. Лучше, если ученики будут концентрироваться на продуктивности, нежели всем классом сосредотачивать свое внимание на нас.
Не надо оценивать каждый шаг ученика
Еще один момент, от которого учителям нужно отходить, это оценивание каждого малейшего задания. Сегодня информационные технологии могут снять это бремя с нас, частично автоматизировав процесс оценивания. Они дают возможность сразу увидеть, кто провалил тест, кто не понял материал. И, пока у учеников этот опыт еще свеж в голове, можно немедленно исправить то, что они недопоняли.
Автоматизируйте процесс разминочных заданий в начале урока, когда ученики только входят в класс. Или сделайте автоматическим процесс сбора данных по окончании урока, так называемый «билет на выход». В общем, посмотрите на все то, что вы до этого делали «вручную», и подумайте, как можно ускорить процессы, автоматизировав их и сэкономив время. Учителю совершенно незачем проводить и проверять контрольные работы. Потому что есть компьютеры, которые сделают это быстрее и лучше и немедленно выдадут ученикам результат. Вместо этого учителю лучше сконцентрироваться на разработке прекрасных уроков.
Смешанное обучение — не означает полный отказ от классической школы
Говоря об этих значительных изменениях в менталитете учителя, важно отметить, что в системе смешанного обучения два компонента остаются неизменными. Это:

  1. Фокус на культуре,
  2. Отношения, отношения, отношения,

Культура в классе со смешанным обучением действительно важна. Самым значимым аспектом культуры смешанного обучения является то, что ученики знают: у каждой минуты, которую они проводят с учителем, и каждой минуты, проведенной ими за компьютером, есть цель. То есть перед запуском любой программы, перед любым действием, которое они совершают с помощью компьютера, ученики понимают, для чего это делается. Они понимают, что «это помогает развитию моего мышления, чтобы я мог читать лучше и понимать больше». Они знают, что «сейчас я решаю эти примеры, потому что мне нужно улучшить свои навыки сложения однозначных чисел». Ученики знают о цели каждой программы, которую они используют, и следовательно, они целеустремлённы в своей учёбе. Естественно, такая культура не берется вдруг, как мы решили и начали работать в смешанном обучении. Она воспитывается с 1 класса.
Отношения — критически важный компонент в условиях смешанного обучения. Компьютер не заменит того особого контакта между учеником и учителем, когда учитель действительно воспитывает учеников, заботится о них, взращивает в них желание учиться. Компьютерные технологии играют огромную роль в нашей школе. Их роль, тем не менее, не основная. Отношения между учителем и учеником в школе всегда будут первостепенны. Ученики могут самостоятельно подойти к пониманию материала, но всегда не хватает чего-то главного для полной картины. И вот здесь-то и нужен учитель. Это тот самый момент, когда учитель может что-то сказать, привести какую-то другую аналогию, ободряюще подмигнуть.
Часто, когда мы говорим о смешанном обучении, мы подчеркиваем роль технологий, делая при этом огромную ошибку, упуская из вида роль учителя. А ведь те моменты, о которых мы говорим, происходят как раз в классе. И это может произойти во время дискуссий в группе или бесед один на один. Смешанное обучение во многом нацелено на то, как увеличить число этих моментов, когда учитель подводит ученика к озарению. И это никак не связано с технологиями. Это то, на самом деле, зачем именно люди идут в педагогику. Часто за поддержанием порядка в классе, за всеми этими совещаниями и принятием сотен решений в день, мы забываем истинную причину того, почему мы преподаем. И смешанное обучение один из способов увеличить количество этих «магических моментов» для нас, учителей, и для детей, которым очень нужны такие моменты в жизни.