Технологии визуализации учебной информации (на примере технологии опорных конспектов)

 Опора — способ выделить главное в учебном материале, средство визуализации учебной информации, в котором компактно и кратко изображены основные смысловые линии изучаемой темы с широким применением ассоциаций и цветовой гаммы, других графических приемов повышения эффекта запоминания. Она лучшим образом, в сравнении с различными схемами, учитывает психологические особенности восприятия информации, поскольку не приемлет структуру.

  Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора В.Ф. Шаталова, который впервые начал применять, и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Опорный конспект — это структурированная конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему знаний, понятий и идей как взаимосвязанных элементов. Под опорным сигналом понимается ассоциативный символ (знак, слово, рисунок), заменяющий некое смысловое значение и позволяющий мгновенно восстановить в памяти ранее усвоенную информацию.
Следовательно, опорный конспект — это опорные сигналы определённой информации.
Опорный конспект содержит подлежащие усвоению единицы информации и различные связи между ними. Также  в него вводятся знаки, которые будут напоминать о примерах и опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Шрифт и цвет определяют иерархию целей по уровню значимости.

   Составление опорно-ассоциативных конспектов — это сжатие полной информации до очень малых и компактных размеров с широким использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с обязательным выделением главного. Детали, как правило, становятся опорными пунктами для усвоения событий и явлений. Они запечатлеваются в памяти как бы в роли «носителей» фактов, становятся определёнными сигналами, вызывающими в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.

           При выборе материала необходимо предусматривать возможные затруднения учащихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, определить вопросы, которые школьники могут рассмотреть самостоятельно, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений. Все это определённым образом отражается в опорном конспекте.

          Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Остановимся подробнее на этих требованиях.
Лаконичность ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400. Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4-5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

           Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.

          Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации.
Непохожесть требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.

          Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.
В процессе обучения важно не только уметь составлять опорный конспект педагогу. Ученые обосновывают возможность использования опорных конспектов как средства развития учащихся путем привлечения их к самостоятельной разработке опорных конспектов.

          В.Ф. Шаталов рассматривает опорные сигналы (конспекты) как новый дидактический инструмент, в котором можно запрограммировать и содержание образования, и обучение практическим умениям и навыкам, и формирование у учащихся мировоззрения, и нравственности.
Использование опорного конспекта в процессе преподавания предмета

         В условиях модернизации современной школы увеличивается объём учебного материала и знаний, а наряду с этим предъявляются высокие требования к качеству подготовки учащихся.  В этих условиях ученики сталкиваются с огромным потоком информации, которую они могут получить из разных источников.

          Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный учащийся, значительно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная загруженность и скудное структурирование учебного материала ставят перед ним проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе.  Ускоренное прохождение материала, как правило, традиционными методами  препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы.

        Логические схемы в виде опорного конспекта призваны помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным.

          В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака.
Опорный конспект  — это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся.

         В опорном конспекте учебная информация разворачивается согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем — формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом объекте, с одной стороны, и общую систему учебно-познавательных действий по их формированию — с другой.
Основные правила создания методической системы опорных конспектов:

1) В опорном конспекте должно быть полное и блочное отображение основного содержания учебного материала, причём обязательно должно быть выделено. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации. Материал должен отображаться в  строгой логической последовательности. Сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость, поэтому  нарушение последовательности  расположения материала недопустимо. Школьники привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала.
2) Образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.
Знаковая форма в опорных конспектах создает возможности показа важной информации, основных связей благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначного понимания смысла за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.
Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов:

  1. Сбор фактического материала. Этот этап очень важен в плане обогащения знаний. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, выбираются из нее исторические справки, интересные факты, касающиеся изучаемой темы.
  2. Выделение ядра основных понятий. Из учебного материала выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие вспомнить весь материал.
  3. Составление опорного конспекта. На данном этапе на листе бумаги располагается весь подобранный материал, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.

       При создании опорных конспектов необходимо придерживаться следующих основных принципов.

        Структурность. Опорные конспекты состоят обычно из 4-5 отдельных или взаимосвязанных между собой блоков, которые отделяются друг от друга линиями.
Ассоциация. Элементы опорного конспекта должны вызывать у учащегося ассоциации с явлениями окружающей среды.

          Цветность. Опорные конспекты должны выполняться обязательно в цвете. Восприятие одноцветных опорных конспектов значительно ниже, чем цветных.  Цвета можно использовать самые разные. Как правило, основные моменты, которые требуют концентрации внимания, выделяются красным цветом. Цветом можно отобразить логическую взаимосвязь явлений.
Простота. Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и для воспроизведения. Избыточность рисунков, схем, символов  в опорном конспекте сильно затрудняет его восприятие.

         Шрифт. К шрифту при создании опорных конспектов предъявляются следующие требования: удобочитаемость, четкость, ясность и простота графических форм.

        Использование опорных конспектов при изучении предмета подразумевает определённую последовательность действий учителя и учащихся.

        Тема, подлежащая изучению, разбивается на отдельные блоки, содержащие законченный по содержанию материал. Ни их изучение отводится определённое количество уроков (10-15). Во время изучения каждого блока выполняется следующий «технологический» цикл:

  • первичное предъявление ученикам нового материала;
  • оперативный контроль усвоения знаний;
  • разучивание материала и его глубокое усвоение;
  • тематический блочный контроль знаний;
  • систематическое повторение.

        По окончании изучения блока осуществляется контроль знаний с обязательным оцениванием. Учитель к каждому блоку подбирает задачи и формы, распределяет и планирует время.

        Для того,  чтобы ученики легче ориентировались в материале и эффективнее его усваивали важно использовать контрольные вопросы взаимоконтроля, которые им предлагаются перед началом изучения темы.

      Во время изучения определённой темы учитель объясняет материал, включённый в эти вопросы, затем проводит устный или письменный опрос по этим вопросам. К концу изучения блока все ученики оцениваются за знание этих вопросов. В каждой теме учащиеся приобретают практические навыки решения задач определённого типа.  В конце изучения темы данные навыки обязательно проверяются.

      Для изложения нового материала на уроке учитель выбирает форму предъявления новой информации. При этом эффективно использует различные технические и аудиовизуальные средства, демонстрационный эксперимент.

      Применяя технологию опорных конспектов, учителю необходимо придерживаться следующих принципов:

  • учитель должен строить лекцию (рассказ, беседу) в соответствии с планом расположения материала в опорном конспекте и его содержанием;
  • учитель должен осветить не только весь материал опорного конспекта, но и дать дополнительную информацию для расширения и углубления его содержания. Однако, в опорном конспекте, который раздаётся всем ученикам в конце урока, должен быть только тот материал, который будет понят и усвоен учащимися;
  • во время объяснения нового материала ученики должны слушать учителя, при этом, не ведя никаких записей. Они в это время думают, разбираются, задают и отвечают на вопросы. Такая форма подачи материала раскрепощает учеников и ориентирует их на получение целостной картины, так как, записывая, они могут пропускать важные моменты, терять нить рассуждений;
  • опорный конспект, в котором сжато изложена вся информация, имеет смысл раздавать каждому ученику в конце урока. Хотя иногда целесообразно их выдать и в начале урока.
  • после того, как учитель объяснил весь материал урока, он демонстрирует ученикам опорный конспект в крупном формате (на доске, плакате, слайде);
  • используя демонстрационный опорный конспект, учитель чётко и быстро  во второй раз повторяет всю ранее изложенную информацию (2 – 3 минуты)

        Такая форма закрепления позволяет ученикам наглядно видеть весь материал, формировать целостную информационную картину по изучаемой теме. Им понятно и видно, что они должны запомнить и выучить по данной теме. Учитель должен работать над этим и на следующих уроках, добиваясь, чтобы каждый ученик понял и осмыслил материал. Если ученик просто неосмысленно зубрит материал темы, то при воспроизведении опорного конспекта он будет делать много смысловых ошибок.

      Воспроизведение учеником опорного конспекта в цвете, даёт возможность учителю понять насколько разобрался ученик в материале, сумел ли подчеркнуть главное. Поэтому к цветовому оформлению опорных конспектов существуют определённые требования: конспект состоит из нескольких блоков, которые отделяются друг от друга цветом; цветом выделяются важные места конспекта; чтобы не нарушать смысловые акценты нельзя использовать  яркие цвета и многоцветье.

         Существуют разные варианты работы с опорными конспектами. Учитель может раздавать ученикам конспекты без возврата. Тогда учащиеся вклеивают их в тетрадь и раскрашивают. Но если ребёнок перепишет конспект в тетрадь своей рукой, процесс запоминания материала будет более эффективным. Ученику легче выучить конспект, нежели параграф учебника. Запоминая конспект уже во время его переписывания, ученик выделяет главное, отделяет один блок материала от другого, что способствует более осмысленному запоминанию параграфа учебника.

         В начале работы с технологией опорных конспектов, ученики могут тратить на приготовление уроков немного больше времени, чем обычно. Но через некоторое время ученики приобретают навыки эффективной работы с опорными конспектами и время на подготовку к урокам сокращается до минимума. Внимательно выслушав учителя и разобравшись в новом материале, ученики гораздо быстрее читают учебник, переписывают и запоминают конспект. Оставшееся время они могут посвятить решению задач, чтению дополнительной литературы, экспериментальной работе и т. д.

            Использование опорных конспектов на уроках способствует повышению уровня знаний и умений учащихся, воспитанию и повышению у них интереса к школьным предметам и  вообще к обучению.