Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку учащихся таким образом, чтобы они были готовы осмысленно  и творчески использовать информационные технологии в  своей учебной и профессиональной деятельности. Для того, чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ученика как индивидуальности, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения информатике: его проектирования, реализации в практике работы учебных заведений. Эти позиции:

•  личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащихся, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;

• образовательный процесс личностно-ориентированного обучения информатики представляет каждому учащемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

• содержание информатики, её средства и методы подбираются и организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

• критериальная база личност­но-ориентированного обучения информатики учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, на­выков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обуче­ния и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, кол­лектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Модели личностно-ориентированного обуче­ния были подчинены задаче развития познавательных (интеллек­туальных) способностей. Средством развития этих способ­ностей считается учебная деятельность, которая строится как «эта­лонная» по своему содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (по теоретиче­скому типу), тем выше была обучаемость.

Индивидуальность — эта обобщенная характеристика особенно­стей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении информатике учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого учащегося, создание ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей учащегося.

В настоящее время в основе понимании и организации личностно-ориентированного обу­чения лежит признание индивидуальности, са­мобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

В рамках этого подхода учащийся ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта.

• Образование — это не только обучение (воспитание), но и учение, как особая индивидуальная деятельность учащегося.

• Учение не есть прямая проекция обучения.

• Учащийся не становится субъектом обучения, а им изна­чально является как носитель субъектного опыта (в обуче­нии происходит «встреча» заданного с уже имеющимися субъ­ектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).

• Субъектность (индивидуальность) проявляется в избира­тельности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, спосо­бах проработки учебного материала, эмоционально-лично­стном отношении к объектам познания.

Реализация личностно-ориентированного обучения тре­бует смены «векторов» в педагогике: от обучения, к учению, как индивидуальной деятельности учащегося, ее коррекции и педагогической поддержки.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно ме­няется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому учащемуся с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Проектирование личностно-ориентированной системы обуче­ния информатике предполагает:

§  признание учащегося основным субъектом процесса обучения;

§  определение цели проектирования — развитие индивидуаль­ных способностей учащегося;

§  определение средств, обеспечивающих реализацию постав­ленной цели посредством выявления и структурирования субъ­ектного опыта учащегося, его направленного развития в процессе обучения.

§  повышении интереса учащегося к информатике.

§  комплектование  учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в соответствии с постоянно  развивающимися технологиями.

§  использование компьютерных технологий в процессе исследования личности учащегося.

§  Совершенствование учебного процесса на базе современных информационных технологий b мн. др.

Реализация личностно-ориентированного обучения информатике требует раз­работки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаи­модействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Необходимы также особые процедуры отслеживания характе­ра и направленности развития учащегося; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности, восприятия.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в учебных заведениях на информатике?

Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение и воспитание органически сливаются.

Во – вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учащихся, родителей.

В – третьих, определить критерии эффективности образовательного процесса.

Учебный процесс как целостная дидактическая система на­правлен на организацию и передачу знаний, создание оптималь­ных условий для их усвоения. Содержание, формы, средства, ме­тоды обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основ­ной образовательной цели — познанию учащимся окружающей его действительности. В соответствии с этой целью учебный про­цесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в сво­ем содержании научную картину мира, разворачивающуюся в логике возникновения и развития общественно-исторического опы­та, фиксируемого в системе научного знания.

Реализация личностно-ориентированного обучения предпола­гает разработку новых педагогических идей. Следует отметить, что в настоящее время личностно-ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем в со­временных учебных заведениях.

Подход к личностно-ориентированному обучению  опирается на следующие исходные положения:

• приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности учащегося, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);

• образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения;

• проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по трансформации (преобразованию) социально значимых нормативов (образцов) усвоения, заданных в обучении;

•  при конструировании и реализации образовательного про­цесса необходимо особая работа по выявлению опыта каждого учащегося, его социализация («окультуривание»); контроль за складывающимися способами учебной работы; сотрудничество учащегося и преподавателя,направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;

•  в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и (данного (субъектного) опыта учащегося, реализуемого им в учении;

•  взаимодействие двух видов опыта (общественно-историче­ского и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учащимся как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности, учение, поэтому не есть прямая проекция обучения;

• развитие учащегося как личности, идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития;

• учение как деятельность учащегося, обеспечивающая познание (усвоение), должно разворачиваться как процесс, описывать в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

• основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Опираясь на эти положения, исходим из того, что обучение должно лишь корректировать  развитие, признавая за учащимся права на самоопределение и самореализацию в познании через овладение способами учебной работы, помогающими приобретать знания, умения, применять их в ситуациях, не заданных обучением.