Личностно – ориентированная технология обучения информатики
Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку учащихся таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности. Для того, чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ученика как индивидуальности, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения информатике: его проектирования, реализации в практике работы учебных заведений. Эти позиции:
• личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащихся, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
• образовательный процесс личностно-ориентированного обучения информатики представляет каждому учащемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
• содержание информатики, её средства и методы подбираются и организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
• критериальная база личностно-ориентированного обучения информатики учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.
Модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которая строится как «эталонная» по своему содержанию и структуре.
Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость.
Индивидуальность — эта обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
В обучении информатике учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого учащегося, создание ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей учащегося.
В настоящее время в основе понимании и организации личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.
В рамках этого подхода учащийся ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта.
• Образование — это не только обучение (воспитание), но и учение, как особая индивидуальная деятельность учащегося.
• Учение не есть прямая проекция обучения.
• Учащийся не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта (в обучении происходит «встреча» заданного с уже имеющимися субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).
• Субъектность (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.
Реализация личностно-ориентированного обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, к учению, как индивидуальной деятельности учащегося, ее коррекции и педагогической поддержки.
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому учащемуся с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения информатике предполагает:
§ признание учащегося основным субъектом процесса обучения;
§ определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей учащегося;
§ определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта учащегося, его направленного развития в процессе обучения.
§ повышении интереса учащегося к информатике.
§ комплектование учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в соответствии с постоянно развивающимися технологиями.
§ использование компьютерных технологий в процессе исследования личности учащегося.
§ Совершенствование учебного процесса на базе современных информационных технологий b мн. др.
Реализация личностно-ориентированного обучения информатике требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).
Необходимы также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития учащегося; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности, восприятия.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в учебных заведениях на информатике?
Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательного процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во – вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учащихся, родителей.
В – третьих, определить критерии эффективности образовательного процесса.
Учебный процесс как целостная дидактическая система направлен на организацию и передачу знаний, создание оптимальных условий для их усвоения. Содержание, формы, средства, методы обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основной образовательной цели — познанию учащимся окружающей его действительности. В соответствии с этой целью учебный процесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в своем содержании научную картину мира, разворачивающуюся в логике возникновения и развития общественно-исторического опыта, фиксируемого в системе научного знания.
Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает разработку новых педагогических идей. Следует отметить, что в настоящее время личностно-ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем в современных учебных заведениях.
Подход к личностно-ориентированному обучению опирается на следующие исходные положения:
• приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности учащегося, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);
• образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения;
• проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по трансформации (преобразованию) социально значимых нормативов (образцов) усвоения, заданных в обучении;
• при конструировании и реализации образовательного процесса необходимо особая работа по выявлению опыта каждого учащегося, его социализация («окультуривание»); контроль за складывающимися способами учебной работы; сотрудничество учащегося и преподавателя,направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;
• в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и (данного (субъектного) опыта учащегося, реализуемого им в учении;
• взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учащимся как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности, учение, поэтому не есть прямая проекция обучения;
• развитие учащегося как личности, идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития;
• учение как деятельность учащегося, обеспечивающая познание (усвоение), должно разворачиваться как процесс, описывать в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
• основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Опираясь на эти положения, исходим из того, что обучение должно лишь корректировать развитие, признавая за учащимся права на самоопределение и самореализацию в познании через овладение способами учебной работы, помогающими приобретать знания, умения, применять их в ситуациях, не заданных обучением.